«Россия – страна „газелей“»

© leyatraccionpositiva.com
Доктор экономических наук, эксперт по экономике Института «Открытое общество», академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России (АЭНПД) Андрей Юданов прочитал в Московской высшей школе социальных и экономических наук лекцию «Другая экономика России: компании, которые умеют быстро расти». Slon публикует фрагменты этой лекции.
Когда в свое время руководителя хорошо известной ныне фирмы HP спросили, являются ли они маленькой быстрорастущей компанией, директор ответил: «Нет, мы промышленная империя! Но в стадии становления», несмотря на то, что компания на тот момент была крохотной. Термин «фирма-газель», введенный Дэвидом Бёрчем в 1980-е, характеризует компании, которые активно и быстро растут. Большинство фирм – это или «слоны» (крупные корпорации), которые хотя и дают большую долю ВВП, растут очень медленно, или «мыши» (маленькие фирмы), которые тоже растут медленно. И есть небольшая горстка «газелей» (на Западе их 3–5% от общего количества фирм), которые растут очень быстро – от 20% в год не менее пяти лет подряд. Несмотря на то, что их мало, они дают 50–70% всего экономического роста в развитых странах.
Особенно интересны эти фирмы для нашей страны. Мы в целом страна быстрорастущих фирм – темп роста средней российской фирмы составлял 30% в докризисный период. На Западе таким темпом роста не могут похвастаться даже лучшие с точки зрения роста фирмы, а у нас это средний показатель. Во время кризиса средние темпы роста компаний упали до 3%, но на сегодняшний день они снова восстановились. Российский успешный бизнес, в отличие от успешных бизнесов в спокойных европейских странах, это обязательно быстрый бизнес. В России нельзя быть медленным. Россия – страна «газелей». Причина в том, что наша экономика пока сработана топором и имеет много ниш, а из-за высокого уровня образования и сильного предпринимательского духа этими нишами удается воспользоваться. Стоит отметить, что «газели» – это наша надежда на успешную модернизацию экономики.
Примеры российских «компаний-газелей»

Начала она с того, что стала внедрять в России то, что не делали в Союзе. Когда в СССР проводили при ремонте провод, пробивали канальчик в стене, куда провод закладывался, а потом его аккуратно замазывали цементом. В результате вытащить его оттуда было невозможно, а забить в него по ошибке гвоздь ничего не стоило, так как ты забывал, где проложил этот самый провод двадцать лет назад. Фирма решила импортировать гофрированные трубки, которые помещались в углубления и по которым должен был проходить провод. А в случае чего можно было все это выдернуть. Возить эту гофрированную трубу из Италии, как они делали в первое время, было очень неэффективно. И они стали производить эту готовую трубу в Тверской области.
Как можно завоевать рынок всего лишь с помощью распределительных систем для проводов? Они сотрудничали не только с дистрибьюторами, но и доставляли свои товары напрямую по единой цене. Во-первых, они не распугали дистрибьюторов, которые боялись того, что «ДКС» будет продавать товары без наценки, а во-вторых, могли сбывать товары и самостоятельно. «ДКС» заинтересовали и проектировщиков, которые предпочитают покупать полный комплект материалов для монтажа. То, что они не производили сами, они банально докупали и продавали все комплектами. В-третьих, они заинтересовали заказчиков, производя все очень качественно. Во время кризиса «ДКС» проявили чудеса адаптации – они перестали производить продукцию только для офисов и предложили свои услуги строителям спортивных объектов, нефтяным компаниям и так далее. С момента создания их обороты выросли с 0,9 миллиона долларов до сотни миллионов. А бывший тверской губернатор Зеленин (который с червяком) даже назначил главного из «ДКС» вице-губернатором.
>
slo_Nik (Nik Slonov) 1 месяц назад
Российское "чудо": Поведав очарованному читателю об "отечественных компаниях, которым удалось стать эффективнее европейских", Шамси Асафов как-то оставил в стороне ключевое понятие "эффективность", что это такое и как это так получается, что "отечественных компаний, которым удалось стать эффективнее европейских" никак не видно в Европе. И как вообще им "удалось стать эффективнее европейских", если они не лидируют ни в производительности труда, ни в инновациях? А именно эти два ключевых экономических показателя указывают на эффективность предприятия. Российское "чудо" заключается в простом и старом, как мир, принципе: "прояви чудеса адаптации" - то есть найди политическую и бюрократическую крышу среди местного начальства, а еще лучше - в Кремле, обеспечь госбюджетную поддержку, слетай с Боженовым в Италию на Пасху "поделиться опытом" и "выпить водочки" - и, о чудо! какой-нибудь бывший губернатор назначит вашего человека своим "вице"... Все это, г-н Асафов, называется "коррупционный бизнес". В этом, конечно, России равных в Европе нет.